Действующая сегодня
пятибалльная система оценивания давно перестала устраивать многих, именно в ней
многие видят причину несостоятельности оценочной системы. Педагоги часто
оказываются в затруднении, выставляя отметку за устный ответ или письменную
работу, появляются «плюсы» и «минусы» рядом с «3», «4», «5». Иногда эмоции и
вовсе выражаются восклицательными или вопросительными знаками. Но ведь в журнал
такую отметку не выставишь. Да и дети (особенно в конце четверти или полугодия)
нередко «бегают» за учителем, выпрашивая лучшую итоговую оценку.
Родители тоже не
остаются в стороне, поскольку им часто не понятно, почему ребенок получил ту
или иную отметку, что нужно исправить, над чем поработать, чтобы успеваемость
сына или дочери улучшилась. Или они просто не согласны с оценкой.
Поэтому сегодня идея
безотметочного обсуждается все чаще. Мало того, первые классы уже несколько лет
учатся по этому принципу, т.к. такая норма закреплена законодательно. Однако до
сих пор даже у учителей, работающих с первоклассниками, нет четкого понимания,
как обойтись без отметок. Вот и придумывают вместо баллов все, что угодно:
картинки и печати, ленточки и ордена и т.д. – все, подскажет воображение
учителя.
Но наша статья не ставит
целью привести глобальные философские выкладки, это, скорее, попытка диалога с
нашими читателями: как же нам оценивать знания учеников? И оценивать ли в
традиционном понимании этого слова?
«Плюсы» безотметочного обучения
И
исследователи-теоретики, и практикующие педагоги отмечают несколько неоспоримых
достоинств введения безотметочного обучения.
·
Комфортное психологическое состояние ребенка. У ученика нет причины для
возникновения стрессовой ситуации, нет страха
получения отрицательной оценки,
последующего за этим вероятного наказания со стороны родителей.
·
Ученики получают возможность не бояться откровенно сказать о том, что они чего-либо
не знают, ведь за этим последует не наказание «двойкой», а коррекция ситуации.
·
Предупреждение возможных конфликтов между учителем и учеником, возникающих
на почве объективности оценивания работы ребенка со стороны педагога. При этой
системе учитель становится более или менее объективным, уходит субъективизм в
оценивании, становится не важным личностное отношение педагога к детям (в его
худшем проявлении — наличии «любимчиков», «изгоев» и т.п.)
·
Сохранение положительной мотивации к обучению у учащихся с разными
способностями и соответствующими достижениями.
·
Ш.А.
Амонашвили утверждает следующее:
безотметочное обучение позволяет повысить рейтинг знаний в глазах учащихся, так
как формирует полноценную учебную деятельность учеников на основе
познавательного интереса. Т.е. по его мнению, ребенок начинает учиться не ради
отметки, а ради собственно получения знаний.
Труд Ш.А. Амонашвили об
оценках: Основы гуманной педагогики. Об оценках.
·
При правильной организации безотметочной системы обучения решаются вопросы
личностного роста каждого ребенка. Дети учатся самооценке своих действий.
Система позволяет выявлять индивидуальную динамику развития и качества усвоения
предметного содержания, обученности каждого ребенка, не подразумевает сравнение
его с другими детьми, их достижениями.
·
Учитель освобождается от роли надзирателя, становится наставником.
·
Уроки становятся менее «академическими», дети активнее выражают свои мысли
по поводу каких-либо проблемных вопросов.
·
Отсутствие отметок позволяет формировать у учащихся учебную деятельность в
полном объеме, т.к. исключение из нее любого из структурных элементов (таких,
как контролирование и оценивание) делает ее неполноценной. В традиционной
системе из целостности обучения исключаются непосредственно контролирование и
оценивание процесса именно самим учащимся. Эти функции берет на себя педагог.
Он контролирует, проверяет, указывает на ошибки и недоработки, высказывает свое
видение работы ученика, оценивает ее. У ребенка нет необходимости делать это
самостоятельно, поэтому у него нет внутренней мотивации к обучению. Если же
контроль и оценивание своих достижений, успехов или неуспехов со стороны
ребенка сопровождают весь процесс получения знаний, то этими действиями у
ученика стимулируется уверенность в себе, вера в свои возможности, успешность
обучения.
·
Отсутствие отметки положительно сказывается на знаниях, умениях, навыках
учащихся. Это подтверждают педагоги и администрация тех школ, которые уже
практикуют безотметочное обучение (например, коллектив модуля начальной школы
вешняковской лингвистической гимназии №1389).
«Минусы» безотметочного обучения
Как у любой идеи, у
обучения без отметок имеются свои отрицательные стороны. О них, в том числе,
говорят педагоги, уже использовавшие в своей системе работы отсутствие отметок.
·
Отсутствие комплексного подхода в оценивании. Зачастую сама система не
продумана с точки зрения критериев, поэтому у педагога возникают затруднения в
ее применении.
·
Взаимоотношения с родителями тоже не совсем прозрачны. Родители не всегда
имеют представление, что именно нужно отработать дополнительно с ребенком, на
что обратить внимание, где имеются пробелы в знаниях, а какая тема усвоена
хорошо.
·
Для объективного контроля за достигнутыми результатами требуется разработать
четкую и понятную всем участникам образовательного процесса систему проверки
знаний. На это требуется дополнительно время и рядовым учителям, и методистам,
и администрации учреждения. Систему должны понимать и дети, и родители.
·
Многие педагоги считают, что такая система «расслабляет детей и родителей»,
т.к. любой труд должен каким-либо образом оцениваться, поощряться, а в этой
системе отсутствует привычное всем балльное оценивание деятельности.
·
А вот отзыв нашего читателя: «Нужно перевернуть сознание родителей, которые
привыкли, что "5" — поощрение, "2" — причина для наказания
РЕБЕНКА. Если не ставить отметки, это расхолаживает родителей: если нет
«двоек», значит и нечего напрягаться. А чем заменить оценивание качества
работы? Как показать ребенку, что его работа идеальна или требует серьезной
доработки? Словами? Так эти слова со временем перейдут из разряда слов в разряд
"отметки": "хорошо" - 4, "неудовлетворительно" -
2».
·
Вызывает затруднение и отчетность всех уровней: учителя перед
администрацией, администрации — перед проверяющими и контролирующими органами.
Какое качество знаний дает школа? Как его можно оценить?
·
Многие педагоги и родители отмечают сниженную мотивацию учащихся вследствие
отсутствия внешней оценки (именно в виде отметки) их деятельности, выполнения
конкретной работы или задания, поэтому взрослым приходится постоянно работать
над повышением мотивационной составляющей.
·
Уровень самосознания личности учащихся не позволяет им объективно оценивать
свои предметные знания, навыки и способности, опираясь только на самооценку. Не
каждый взрослый владеет таким навыком, что уж говорить о детях. Поэтому спорно
утверждение приверженцев обучения без отметок, что у детей развивается
исключительно познавательный интерес, не подкрепленный внешней мотивацией со
стороны педагога и родителей.
·
Педагоги, практикующие безотметочное обучение, также в качестве
отрицательного момента отмечают, что в условиях классно-урочной системы, при
работе с обычным классом (а не с небольшой группой детей) возникает дефицит
времени, которое можно уделить персонально каждому ребенку на объяснение
правильности выполнения его работы или имеющихся в ней недочетах.
·
Возникает также сложность, когда ребенок приходится переходить из одного
образовательного учреждения в другое в силу различных причин. В этом случае
неясно, в какой форме предоставляется информация о текущей или итоговой (за
четверть, полугодие, учебный год) успеваемости ребенка.
Таким образом, в
реализации идеи обучения без отметок есть много как положительных, так и
отрицательных моментов. Понятно, что основной целью его применения считают
гуманизацию образования, ориентацию на личностно-ориентированный подход в
обучении. Однако для массового внедрения обучения без отметок требуется, чтобы
и в школе, и в обществе сформировалось принципиально иное (относительно
традиционного) отношение к оцениванию качества образования, а также была
продумана сама система оценки деятельности учащихся и решены некоторые вопросы
на законодательном уровне. А как считаете вы? Каков ваш опыт? Напишите в
комментариях к статье.
Комментарии
Отправить комментарий