Известно,
что как новый год встретишь, так его и проведешь. А первое сентября, как-никак,
старт нового учебного года, который для учителя всегда важнее года
астрономического. Поэтому – как в новогоднюю ночь! – ожидайте лучшего,
загадывайте желания, источайте позитив…
1
сентября перевоплотитесь в школьную фею (эльфа или доброго Санту): будьте
элегантны, обаятельны и… просто волшебны.
Нырните
в учебный год не как в бурную реку, которую надо быстро, отдуваясь, переплыть,
а как в теплое море, где просто приятно купаться. И можно двигаться в любых
направлениях, нырять и плескаться. У нас не гонка на выживание, а освоение
морских просторов. Плюс – по возможности – исследование побережья.
Хорошая
новость: учительство – не крест и не благословение божие (от которого никак не
откажешься); это ваш собственный выбор. Вы делаете этот выбор ежедневно,
добровольно и с желанием идя навстречу своим ученикам. В мире масса других
возможностей, но вы предпочли эту. Почему и зачем вы работаете в школе? Что
продвигает вас вперед урок за уроком? Что приносит удовлетворение? Отвечайте
себе на эти вопросы каждый вечер, и в вашей работе появится больше смысла.
Поставьте
себе на учебный год три (как минимум) цели: в области профессионального роста
(освоить технологию, реализовать проект, пройти переподготовку), личностного
роста (получить водительские права, освоить иностранный язык на уровне X,
поучаствовать в кулинарном конкурсе) и просто личные (полетать на воздушном
шаре, сбросить 10 кг, поселиться за городом). Цели – хотя бы из двух первых
групп – лучше озвучить публично: это наложит на вас ответственность за их
реализацию. Если вы классный руководитель, то проведите стартовый практикум по
целям года со своими учениками: вы будете сопровождать их, они – вас.
Большинство
известных мне педагогов стремятся во что бы то ни стало «пройти программу».
Само слово «пройти» чего стоит! – пройти мимо, миновать, пропустить мимо
сознания… Поняли дети, не поняли, хватило времени или нет – тумблер
переключается, и начинается новая тема («откройте тетради и запишите»). А если
вашей программой отныне станет ребенок, его собственный темп, его потребности,
успехи и «заторы»?. Да, это очень трудно и требует дополнительных усилий (И как
же отчетность? Всякие контрольные срезы и тестовые экзамены?.), но если вы
хотите получить реальный результат и продвижение от каждого, то придется
двигаться в этом направлении.
Наверное,
«любить детей» для учителя – это перебор. А вот хорошо/доброжелательно/с
интересом к ним относиться – необходимое условие успеха профессии. Известно,
что дети истинное отношение учителя «кожей чувствуют» и никогда не поверят
сюсюканью, маскирующему равнодушие, страх или озлобленность. А на волне теплого
человеческого контакта простят даже «строгий выговор с занесением». Поэтому –
будьте открыты, терпеливы и объективны; постоянно проверяйте себя на фальшь и
предвзятость. Школа – то самое место, где нужно быть требовательным и
толерантным одновременно.
Научитесь
работать с особо взыскательными родителями. Всегда благодарите их за
бдительность и ценные рекомендации (безо всякой иронии, ведь их реакция – это
лакмус для ваших поступков). А еще лучше – наносите «упреждающие удары»:
приглашайте их к себе и советуйтесь по важным поводам раньше, чем они обратятся
к вам. Выражайте заинтересованность и проявляйте заботу об их детях.
Превращайте их в союзников и партнеров: дайте родителям возможность решать
конкретные вопросы, связанные с распорядком дня, дисциплиной, домашними
заданиями, школьной формой… Но при этом сохраняйте статус и дистанцию.
«Какая
может быть свобода, если сплошные прессинг, контроль и отчетность?» - возразите
вы. Не напрягайтесь из-за процедур контроля; они – необходимая формальность,
которую надо научиться быстро и качественно выполнять – без вложения душевных
сил и эмоций. Это просто дополнительная компетенция, а не епитимия. Прессинг
создаете вы сами (и часто поддерживают ваши начальники, но они тоже зря тратят
нервы). И еще одно наблюдение: формальности действительно формальны!. Одни и те
же документы с минимальными изменениями)
годятся для разных случаев, можно сделать качественную «матрицу», а затем
использовать ее не раз и не два. И передавать коллегам – если не жалко.
Итак, вы поставили цели на год, определились с приоритетами,
оптимально организовали свой рабочий график и даже (!) понемногу перестаете
париться из-за программ и отчетов. О, чудо! – у вас высвобождается время (хотя
бы по часу в день). Тратьте его исключительно на себя: на общение с семьей, на
хобби, на вечерние прогулки, чтение или фитнес. Внимание! «На себя» - это не на
подработки, не на приготовление ужина, не на стирку и беготню по магазинам, не
на вечерние звонки озабоченных мамаш и даже не на помощь с приготовлением ДЗ
собственным детям. Воспринимайте личное время как ценность – тогда и люди
вокруг тоже будут уважать его.
Прекращайте всех учить (даже в форме внутренних критических
монологов – ведь, признайтесь, такое случается?) Допускайте неправильности,
прощайте ошибки и наращивайте ресурс легкомыслия. Оцените свой внешний вид со
стороны: не слишком протокольно? Может, стоит сыграть ведьму или поросенка в
школьном спектакле? Или сходить на шоу «Снимите это немедленно»? В общем,
раздвинуть горизонт и всех удивить. В первую очередь, себя.
Комментарии
Отправить комментарий