Синдром выгорания: как гореть и не сгорать на работе?

 Почему педагог – профессия с высоким риском выгорания? Потому что для достижения лучшего результата учителю требуется гореть! Излучать уверенность и силу, удивлять глубиной личного ресурса, всегда быть на пике бодрости, легко выходить из сложных ситуаций… 


     Вот бы так работать, чтобы, как птица феникс, каждое утро вставать с новыми силами! Словно и не было этой тяжелой недели, экзаменационного месяца, ответственного года. 
     Попробуем разобраться в проблеме, заметить у себя первые признаки выгорания и научимся возрождаться из пепла при помощи простых и эффективных методик.   
Что значит «выгорание»? Термин «синдром профессионального выгорания» ввел американский психиатр Герберт Фрейденберг в 1974 году. Суть явления – нарастающее эмоциональное истощение, безразличие к своей профессии, ежедневным обязанностям, коллегам, развитие гнетущего чувства, что вы выбрали не ту профессию, показываете недостаточно хороший результат, у вас не хватает профессионального мастерства, таланта и т.д. 
Симптомы. 
    Если вы просто сильно устали за неделю и с нетерпением ждете субботы – не паникуйте, с вами все в порядке. А вот если вы заметили за собой, что в течение долгого времени приносите с работы только дурные новости, видите в каждой мелочи указание на то, что вы недостаточно хорошо справляетесь со своими обязанностями, если все ученики кажутся вам остолопами, а все идеи избитыми, тогда пора бить тревогу. Кто в группе риска? Бытует мнение, что «выгорают» прежде всего люди творческих и «помогающих» профессий, то есть актеры, писатели, живописцы, а также учителя, врачи, соцработники и т.д. В действительности синдром выгорания настигает людей любых профессий, и здесь важную роль играют некоторые черты характера индивида. Например, если верить Фрейденбергу, наиболее часто жалуются на выгорание увлекающиеся люди, идеалисты, люди с мягким характером, которым свойственно сочувствовать и сопереживать. Как вы понимаете, люди с таким набором качеств часто оказываются и самыми талантливыми педагогами.   
     Почему мы выгораем? Чаще всего проблема возникает, когда вы слишком отдаетесь профессии, воспринимаете каждую ошибку учащегося как личную неудачу, отказываете себе в праве на время выключиться и отдохнуть от дел. Но надо учитывать и роль организации, а точнее – стиля управления, принятого в школе. Ученые установили, что синдром профессионального выгорания развивается активнее в том случае, когда зона ответственности работников определена нечетко: непонятно, каких ваших действий будет достаточно, чтобы работа была оценена высоко. Педагогам особенно сложно поставить границу своей ответственности, так как процесс образования сложно формализовать, невозможно отследить, чья роль в успехах ребенка была решающей – его самого, семьи, окружения, учителя или кого-то еще. Однако есть сложности, которые при бережном руководстве могут быть сняты: нечеткое планирование труда, трудноизмеримое содержание работы педагога, повышенная конфликтность в коллективе. 

                                                               Учимся быть фениксами.
      Не огорчайтесь, если вдруг однажды почувствуете, что вам грозит профессиональное выгорание: к счастью, есть множество способов исправить ситуацию и вернуть себе радость от любимой профессии. В особенно сложных случаях вы можете обратиться к психологу: подобные жалобы в нашей стране не редкость и существует много эффективных приемов преодоления проблемы. Однако очень многое вы можете сделать и сами: лечение словом и мыслью зачастую оказывается наиболее эффективным.    В 1992 году известный писатель и педагог Симон Львович Соловейчик основал газету «Первое сентября». В следующие двадцать лет педагоги всей страны, читая свежие номера газеты, регулярно встречали на страницах полезные советы против профессионального выгорания от коллег, экспертов, опытных психологов. Вдохновившись девизом Соловейчика: «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики», мы подняли архивы и проштудировали десятки номеров газеты. По мотивам воодушевляющих статей и советов Симона Львовича мы составили подборку рецептов от профессионального выгорания. Обратите на них внимание: на первое время вам должно хватить этих добрых советов, а дальше будет здорово, если вы сами пополните список собственными уникальными рецептами. Главное – помните, что вы – Учитель, у вас одна из самых достойных и благородных профессий.  
                                                                               В профессии: 
  • не пытайтесь проконтролировать все. Как правило, хорошим педагогам свойственен здоровый перфекционизм. Тем не менее стоит принять, что не всё в вашей власти и не только от ваших стараний порой зависит успех того или иного предприятия. Чья-то досадная двойка, не самый удачный доклад, экзамен, сданный кое-как, – это неприятные моменты, но ответственность за них несете не только вы; 
  •  признавайте свои успехи. Ложная скромность губит педагога! И кто только придумал, что, когда тебя хвалят, нужно сжаться в комочек и до последнего отрицать, что в произошедшем есть твоя заслуга? Она, конечно же, есть: именно вы воспитали блестящего ученика, хорошо подготовили праздник, сказали верные слова, сплотили класс, научили писать диагностические работы. Все уже знают, что это вы, так что нет смысла отрицать;
  • осваивайте новые способы. Темная сторона профессионализма – легкая заученность действий. Многие задачи мы решаем по инерции – так же, как год, два, пять, десять лет назад. А может быть, стоит избрать новый путь? Проверять тетради под музыку? Иначе вести ежедневник? Пользоваться электронным учебником вместо привычного ветхого плаката, провести педагогический эксперимент прямо на уроке… У вас может появиться новый повод для гордости, а главное – пропадет чувство рутины.                                                                   
                                                                                         В общении:  
  • боритесь с энергетическими вампирами. В окружении каждого из нас есть человек, общение с которым истощает, изматывает, взывает к негативным эмоциям. В итоге вы раздражаетесь, а он с удовольствием питается энергией, которую вы тратите на него. Если вам попался «вампир», не кормите его своим драгоценным внутренним ресурсом. Вежливо улыбайтесь и старайтесь поскорее «свернуть» разговор; 
  • думайте о людях хорошо. Нет, наверняка в вашем окружении не все такие уж белые и пушистые. Может быть, кто-то втайне вам завидует, или не отпустил давнюю обиду, или просто обожает скандалы. И все же до поры до времени лучше думать, что вас окружают милейшие люди, они просто недопоняли, не сообразили, устали, а так они ничего против вас не имеют, и вообще, может быть, уже завтра вы станете добрыми друзьями;
  •  делайте подарки. Помните, как Амели из французского кино? Просто так, без повода подарите цветок коллеге, которой нужна поддержка. Улыбнитесь человеку в транспорте. Положите в портфель трудному ученику ободряющую записку. Все добро возвращается к нам в утроенном размере, так что приготовьтесь получать бесконечные знаки внимания от Вселенной.
Когда есть серьезный риск выгореть: 
– работайте над телом. Необязательно проводить часы в тренажерном зале или бежать стометровку 
– достаточно регулярно делать несложную зарядку, проводить дыхательную гимнастику, почаще распрямлять спину и разминать шею. Эти простые действия позволяют создать барьер между вами и надвигающейся волной раздражения; 
– придумайте себе «якоря». Время от времени нам нужно напоминать, какие мы молодцы. Положите под стекло трогательное письмо от выросшего ученика, закрепите на рабочем столе компьютера фотографию вашего выпуска. Грамоты и прочие награды держите поближе, натыкайтесь на них почаще – пусть они не дадут вам забыть, что вы отлично делаете свою работу; 
– соберите позитивный цитатник. Заведите тетрадку или блокнот и записывайте туда все меткие воодушевляющие высказывания – желательно об учителях и детях, но можно обойтись и тонкими анекдотами, красивыми речевыми каламбурами. Потом, в минуту эмоционального упадка, открывайте блокнот на любой странице и делайте глоток позитивного настроя. 
Предлагаем вам первые три пункта вашего позитивного цитатника. Автор – Симон Львович Соловейчик:  «Опрос не всегда должен быть проверкой знаний. Иногда стоит предложить слабому ученику вопрос, на который он наверняка знает ответ». «Наконец он самостоятельно нашел верное решение. В первый раз! Но не спешите давать ему новое задание, ведь сегодня для него важнее запомнить вкус своей маленькой победы!»  «И вот весь класс притих, погруженный в работу. Чем вы можете им помочь?..Сам этот вопрос, который молча задает себе учитель, создает в классе ощущение поддержки и незримо помогает ученикам». 

Комментарии